Предлагаемые темы занятий, проводимые психологом

в «Школе материнства»:

  1. Практикум от телесно-ориентированного психолога на возникновение нервно-мышечный стресса у беременных:

*распознание своего типа реакции на стресс;

*методы использования ресурсов тела и его двигательной активности для предотвращения стресса;

*краткие советы и полезные привычки, позволяющие снизить последствия стресса.

  1. Синдром беспокойных ног и ночных судорог при беременности. Подробнее о способах предотвращения и профилактики этих недомоганий (комплекс упражнений на растяжку нижних конечностей от центра тяжести, кинезиотейпирование, важность легкого массажа ног и принятия контрастных ванн).
  2. Паттерны развития движения младенца. Базовые неврологические паттерны движения. Почему родителям важно знать об этапах развития движений, которые проходит малыш?
  3. Темы по запросу….

Таким образом, оказывая поддержку беременным женщинам, мы способствуем укреплению здоровья будущего поколения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ/БУДУЩЕЙ МАМЫ ДО/В ТЕЧЕНИИ/ПОСЛЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА.

 

Чтобы родить здорового ребенка, женщина должна быть готова к этому не только физиологически, но и психологически. Основной задачей при подготовке к родам является обучение женщины управлению своим телом, ресурсами и энергетическим потенциалом во время беременности. Это одна из задач психолога медицинского учреждения – сопровождать женщин до беременности, во время и после беременности для рождения здорового, желанного и счастливого ребенка. В словаре русского языка: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание благоприятных условий психологического комфорта, понимания ситуации, помощи в разрешении серьезных противоречий и конфликтов, а также психологическое просвещение родителей.

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из самых актуальных проблем современного общества. До недавнего времени беременная женщина находилась под наблюдением и контролем только медицинских работников. В последние годы возник интерес к психологическим проблемам материнства, начинают изучаться психологическое состояние женщины во время беременности, ее личностные особенности, ее переживания и эмоции.

Исследованиями последних лет показано, что психоэмоциональное состояние женщины влияет на благополучие протекания беременности и родов, также показано, что проведение подготовки к родам и материнству уменьшает количество осложнений беременности и родов и благоприятно влияет на развитие ребенка в перинатальный период.

Одной из проблем с которой, сталкиваются врачи и психологи при работе с беременными – это повышенный уровень тревожности, беспричинное беспокойство и неустойчивость эмоционального состояния. Чаще всего их одолевают сомнения по поводу нормальности будущего ребенка, благополучия вынашивания и родов, изменения себя и жизненной ситуации и т.п.

Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние. Очень важно во время беременности выяснить вопросы, которые волнуют беременную, и ее отношение к предстоящим родам.

Психопрофилактическая подготовка направлена на устранение отрицательных эмоций и формирование положительных условно-рефлекторных связей – проработка страха перед родами, привлечение ее к активному участию в процессе родоразрешения.

Необходимость в медико-психологической подготовке к беременности, родам и эффективному грудному вскармливанию очевидна.

Задачей медицинского психолога в родильном доме является: проведение работы, направленной на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности беременных и гинекологических больных. Выявление условий, препятствующих или затрудняющих гармоническое развитие личности пациента. Осуществление работы по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию беременных и гинекологических больных. Проведение психодиагностических исследований и длительных диагностических наблюдений за парой в рамках «мягкой школы», составление ПТД – психо-телесной диагностики — для воссоздания полного личностного портрета женщины.


Период планирования беременности

Рождение ребенка – один из самых важных моментов в жизни женщины. Поэтому неудивительно, что, планируя беременность, будущая мама задается вопросом как правильно к ней подготовиться.

Первое, что следует понимать, — период планирования беременности должен быть спокойным и осознанным. Очень важно пересмотреть свой образ жизни, улучшить физическое состояние, научиться контролировать стрессовые ситуации, проработать свои привычки питания. Осознанная подготовка в период зачатия направлена на рождение здорового ребенка и минимизацию некоторых симптомов, возникающих во время беременности.

Курс  «Период планирования беременности» предполагает такие методики, которые с помощью активизации двигательного потенциала и биомеханики тела, улучшают защитные и иммунные силы организма, необходимые для планирования здоровой беременности. Результат достигается посредством самостоятельной двигательной активности и обучения навыкам использования собственных ресурсов тела при поддержке специалистов.

Также в курсе предусмотрена «мягкая школа семьи» — парное консультирование, направленное на устранение эмоциональных нарушений в семье, что наиболее актуально как раз в период планирования беременности.


Психофизиологическая подготовка к родам

Период беременности – это стартовая площадка для здоровья будущего малыша. Будущие родители могут создавать наилучшие условия для развития ребенка еще до его рождения.

Существуют данные исследований, что количество осложнений в родах и заболеваемость новорожденных детей ниже у женщин, которые регулярно посещали курсы подготовки к родам.

Подготовка беременной к родовспоможению помимо социального и медицинского сопровождения, была бы неполной без психофизиологической поддержки, которую условно можно разделить на два типа – психологическую и физическую. Важно понимать, что эти два типа подготовки к родам очень взаимосвязаны.

Курс «Психофизиологическая подготовка к родам» представляет собой:

  • Работу с состояниями, которые появляются либо обостряются в период беременности: психосоматические недомогания, бессонница, фобии, изменчивый фон настроения, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость, изменение пищевого поведения.
  • Физиологическая составляющая — биомеханические упражнения, которые призваны помочь беременной женщине облегчить следующие состояния: отеки, запоры, головные боли, боли в спине (межлопаточный зажим и поясничные боли), нормализация артериального давления. Также обучение правильному дыханию во избежание хронической гипоксии матери и плода.
Результатом прохождения курса будет являться улучшение психофизиологического течения беременности и максимальная подготовка организма к нагрузкам во время родов.

Психофизиологическая помощь в послеродовой период

Важно не только выносить и родить здорового ребенка, но и прожить послеродовый период, о задачах и трудностях которого редко беспокоятся заранее. После родов молодая мама может испытывать перемены настроения, потребность в отдыхе, чувство усталости, неудовлетворенности собственным телом. После рождения ребенка меняется режим дня, внимание концентрируется на новорожденном, в семье начинается новый этап взаимоотношений.

На данном этапе предлагается курс, направленный на восстановление и коррекцию психофизиологического состояния женщины с помощью мобилизации скрытых ресурсов организма.  По выбору и договоренности со специалистом, могут быть использованы следующие методы: биомеханическая работа с телом, свободный танец с элементами контактной импровизации и аналитической танцтерапии, релаксационные и медитативные техники, психологическая коррекция.