Без имени-1В психологии существуют направления, занимающиеся коррекцией и восстановлением психофизического состояния ребенка, такие как телесно — ориентированная терапия. Расшифровывается, как лечение психической составляющей человека через анатомические структуры тела, а именно мышцы и соединительные ткани.

Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных методов в работе с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в контексте развивающих, коррекционных и психотерапевтических занятий в настоящее время является актуальной задачей. Она связана не только со спецификой современного образовательного пространства, особенностями телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) в работе с детьми, но и, собственно, с определением роли и места, границ применения двигательных методов в системном подходе к коррекции, развитию способностей и реабилитационно-поддерживающих мероприятий в детском возрасте.

Современные методы коррекции отклонений в психическом развитии детей разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ (высшие психические функции – речь, мышление и т.д.). Второе направление — методы двигательной (психомоторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые хорошо зарекомендовали себя при работе со взрослыми.

В связи с этим актуальным является обучение детей основам произвольной саморегуляции своего психического состояния и поведения, начиная с базового уровня саморегуляции, который способствует поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека. Такие занятия с детьми, безусловно, должны быть основаны на телесно-ориентированных (двигательных) методах. В процессе работы ребенок учится устанавливать контакт с собственным телом и управлять им.

Телесно-ориентированная психотерапия исходит из того, что сенсомоторный уровень является базальным в развитии всех психических функций ребенка. Следовательно, комплексная модель коррекционного воздействия должна основываться на его приоритетном развитии. Вначале предпочтение должно быть отдано именно телесно-ориентированным (двигательным) методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Хотелось бы отметить, что в контексте системного подхода к коррекции отклоняющегося развития ребенок рассматривается не как изолированная система, а во взаимодействии с социальной средой. Актуализация и простраивание новых оптимальных связей, способов взаимодействия с социумом должны включать в себя наряду с индивидуальными и групповые формы работы, а также проработку детско-родительских отношений в диаде «мать-дитя». Возможность переноса новых навыков, сформированных в ходе коррекционно-развивающих занятий, в реальную социальную среду развития ребенка осуществляется посредством внедрения психолого-педагогических программ сопровождения учебного процесса.