(ПЕРФОМАНС)

Контактная импровизация — это многообразное явление, прежде всего, современного искусства перформанса (на пересечении театра и танца), при некотором упрощении ее также можно считать художественным видом спорта. Можно выделить ее оздоровительный аспект, используя как вид танцевальной терапии. С такой же легкостью можно идентифицировать ее как коммуникативную практику, что приближает этот вид искусства к психотерапии.

Все это позволяет оценивать контактную импровизацию как социальное явление, и явление, по всей видимости, значимое.

Вопреки кажущейся эклектичности или простоте за контактной импровизацией будущее, и очень жаль, что к нам в страну эхо этого «человечного» явления долетает только сейчас. Но именно сейчас, может быть, и не хватает такой «человечной нотки», когда мир застыл в недоумении, предчувствуя опасность Новой Мировой Войны. В условиях такой дезориентации людям необходимо демонстрировать положительные примеры здорового взаимодействия и сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

Определение контактной импровизации

Контактная импровизация — это форма танца, позволяющая двум (или нескольким) партнерам вести спонтанный телесный диалог на не вербальном уровне играя с силами гравитации, инерции, используя друг друга в качестве опоры, находя в прикосновении почву для импровизации, вдохновение для творчества. При этом тела, танцующих подготавливаются, настраиваются таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности. Некоторые теоретики выделяют как отдельную дисциплину Ансамблевое мышление, систему специальных упражнений, навыков и правил, настраивающих внимание танцоров (или актеров, если речь идет о театре) на окружающую обстановку, развивающих чувство композиции, что дает возможность группе импровизировать вместе.

Этот вид искусства проявился впервые в 1972 году, и его распространение стало возможным на пороге нового тысячелетия благодаря все более увеличивающемуся интересу человечества к осознанию всех сторон своего существования, глубинам, основам бытия, познанию и совершенствованию своей природы. Можно говорить о существовании Контактной культуры.

Контактная импровизация (КИ) была создана в 70-х годах в качестве формы и техники танца не претендовала на роль терапии или психотерапевтической техники. В ней нет своей терапевтической философии, целей, ценностей. Приступая к анализу терапевтического потенциала КИ, мы попадаем на территорию спора между теми, кто отстаивает видение КИ только танцем, основанным на чисто физическом взаимодействии двух тел, и теми, кто исследует КИ как практику, способствующую личностному росту, затрагивающую и область душевного. Первую позиция предполагает исследование физических возможностей тела, базирующихся на непрерывном импровизационном потоке, рождающемся в телах, танцующих при сохранении точки контакта, игры с балансом и контрбалансом, передачей веса и использованием инерции и гравитации. Данная точка зрения пришла от создателя КИ Стива Пэкстона, который связывал КИ с биомеханикой, гравитацией и предлагал отделить на идеологическом уровне «физику» тела от его «химии» (эмоции, сексуальность, когнитивные процессы) и использовать в контактном танце лишь первое.

Однако существует и противоположное мнение. Синтия Новак, автор одной из самых известных книг по контактной импровизации, говорит о том, что атмосфера ранних 70-х годов была «эрой открытости и групп встреч» и популярность групп встреч, способствовала принятию контактной импровизации: «Существуют явные параллели между форматом групп встреч и форматом контактной импровизации первый придает важность подлинному и честному, аналогу между разговаривающими людьми, второй между людьми, движущимися. Если участники групп встреч искали опыта взаимодействия, основанного на «честности» и «спонтанности», то контактные импровизаторы занимались тем же в сфере танца».

Многие преподаватели КИ и танцующие «контакт» наблюдают изменения, происходящие на психологическом уровне вовремя и после занятий. Также, в современном контексте преподавания КИ все большее число преподавателей предлагают не только исследовать структуру тела, расслабление мышц и игры с балансом и гравитацией, но все в большей степени включают и работу на психологическом уровне. Например, работают с метафорами

психологических состояний для достижения необходимых состояний тела (легкость, гибкость, спонтанность), используют игры из социально-психологических тренингов для работы с динамикой группы (разогрев, знакомство, работа с сопротивлением, завершение), включают в упражнения рефлексию и обратную связь.
О ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Специфика входа в контактный танец

Многие участники групп замечают, что принципы, которые они осваивают в танце начинают работать и в жизни. Люди начинают «танцевать контакт» всюду: на работе, дома, на улице. Если вслушаться внимательнее в смыслы, которые стоят за словами, описывающими, на первый взгляд, технику танца. то мы заметим в них богатейший материал для работы как на социально-­психологическом уровне, так и на личностном. Само название танца «контактная импровизация» указывает на спонтанный, неструктурированный неформальный контакт, диалог с партнером по танцу.

Урок по КИ начинается с расслабления тела, как своего, так и тела партнера, для чего используются специальные техники бодиворк (bodywork, release). Глубокое расслабление не только снимает физическое напряжение, позволяет отпустить скованность мышц, но и отключает внутреннее напряжение, повышает осознавание своего тела и своего состояния.

Основная инструкция для тех, кто занимает пассивную, принимающую роль в бодиворке ­ничего не делать самостоятельно, только расслабляться, доверять свое тело партнеру, отпускать мышцы, вес тела. На этом же принципе «неделания», но слушания построены многие упражнения, помогающие войти в контактный танец: я танцую и двигаюсь вместе с партнером, не прилагая никаких специальных усилий, но лишь отпускаю свое тело в слушание. Такая работа с концентрацией на том, что предлагает тот, с кем я танцую, тренирует особое качество внимания к партнеру слышание импульсов и предложений к движению, которые приходят от него. Через тело участники контактного танца научаются отпускать контроль и принимать партнера по танцу, трансформируя то, что он предлагает в совместный дуэт или включая это в собственный танец. Затем это качество контакта, способность слушания и принятия партнера переходят в отношения в жизни.

Некоторым участникам, начинающим танцевать контактную импровизацию, легко слушать и принимать предложения, но трудно, иногда почти невозможно, занимать противоположную позицию: направлять партнера, предлагать собственные решения и импульсы. Постепенно через упражнения формируется большая активность и уверенность в собственных возможностях (как в танце, так и в жизни). Однажды в танце я намеренно создавала неудобные и некомфортные положения для партнера, который отказывался брать инициативу и меняться ролями, предпочитая лишь следовать. В какой-то момент, оказавшись прижатым к стене, Партнер, как будто из скорлупы своей невозможности начал выкарабкиваться наружу, предлагая собственные решения для продолжения танца.

На следующей ступени оба партнера предлагают импульсы и направления и одновременно слушают, и следуют тому, что предлагает партнер. Возникает танец на равных, партнерство, где каждый может в любой момент времени проявиться в любой роли и быть ответственным за предложения, которые он делает, и за движения, которые возникают в ответ.

ПРИНЦИПЫ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Обратимся к принципам контактной импровизации (по Синтии Новак), которые отличают ее от других направлений и форм танца и являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы контактный танец случился. Сразу будем обращать внимание на то, какие качества и состояния появляются в контактном танце сначала на телесном, а потом и на психологическом уровне через тренировку данных упражнений КИ. Также мы укажем на терапевтические механизмы, которые работают в контактном танце, и на психологические темы, которые появляются у участников классов.

1. Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров

Для того чтобы перекатывать точку контакта, партнеры сначала соприкасаются двумя любыми участками тела, например, тыльной стороной ладоней, а затем, не разрывая, поддерживая соприкосновение в этой точке, начинают ее перекатывать по всей поверхности тела. Точка переходит от ладоней к предплечью. локтю. плечу, катится по лопаткам, по нижней части спины и т.д.

Поддерживая вниманием неразрывность физического контакта, через перемещение точки соприкосновения, участники научаются внимательному слушанию друг друга, сначала могут появиться роли лидера и ведомого, но затем появляется партнерство.

2. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всех поверхностей тела для поддержки собственного веса и веса партнера — партнеры, опираются друг на друга. При полной отдаче веса, тот, кто отдает вес, опираясь на другого, теряет непосредственный контакт с поверхностью пола. Его руки и ноги оказываются в воздухе, а туловище или центр (таз) лежат на теле партнера. Через принятие веса партнера, в контактном танце проявляется тема поддержки и доверия. Здесь буквально, на физическом и психологическом уровне проявляется тема «опоры». Могу ли я опереться на кого-то (отдать, вес в контактном танце). Готов ли я давать поддержку кому-то, а, значит, быть устойчивым самому (принимать вес партнера в танце) в нескольких различных направлениях.

3. Перетекание.

Внимание в импровизационном танце сразу к нескольким направлениям движения тела и возможности изменений их в любой момент тренирует качество присутствия «здесь и сейчас». Напомню, что присутствие в настоящем моменте это одни из важнейших целей и ценностей во многих направлениях экзистенциальной и гуманистической психотерапии, в частности в гештальт-терапии.

4. В контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

Исследование инерции, когда танцующий отпускает части своего тела и тело в целом в свободный полет, рождает состояние потока в теле. Состояние потока появляется, когда внутреннее внимание не задерживается на вопросах и сомнениях (что я умею или не умею, что я должен делать, как я выгляжу, а не причиню ли я вреда партнеру). Это выход из невротического и освоение нового ресурсного состояния, в котором я доверяю естественному течению событий, каким бы оно ни было.

5. Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела.

Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Упоминаемое выше присутствие в моменте поддерживает танцующего в состоянии осознанности. Все большая концентрация на мельчайших изменениях, случающихся на физическом уровне, стирает белые пятна во внимании. Осознание «здесь и сейчас» происходящего со мной, является не просто одним из принципов многих направлений психотерапий, но и исцеляющим процессом, собственно терапевтическим механизмом.

6. Использование сферического пространства (360 градусов). Трехмерные траектории, пространстве, спиральные, искривленные округлые линии движения тела.

Позволение телу двигаться не в привычной «дискотечной» зоне, но необходимое освоение всей трехмерности пространства соотносится с работой в зоне целостной кинесферы, которую специально проводят в танце-двигательной терапии. Свободный танец в пространстве.

7. Следование за инерцией, весом и потоком движения.

Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. В силу импровизированности контактным танец помогает освоить состояние осознанной спонтанности и свободы.

8. Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная ненормальность презентации, в форме практики или джема.

Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу без формально обозначенной сцены.

Представление (перформанс) контактной импровизации происходит в неформальной обстановке, в которой безоценочно принимают все, что случается в танце. Импровизация не предполагает критериев оценки красоты — нет судей, нет конкурсов, нет призовых мест. В КИ­ танце не может быть что-то правильным или неправильным, он скорее похож на непрерывное исследование и изменение, где нет места для ошибок, а есть место для открытий. Для многих людей танец в моменте «здесь и сейчас» при одновременной возможности быть видимым для других людей открывает особые темы для самоисследования: принятие себя, позволение себе быть видимым, ярким, конгруэнтность и аутентичность, честность с самим собой и с другими.

9. Танцор — это обычный человек. Принятие поведенческого или ecтeственного положения вещей, танцоры, как правило избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцами. Приближенность к обычной жизни отличает контактную импровизацию от других форм танца одновременно дает возможность людям любого возраста, пола, статуса включаться в танец.

10. Позволить танцу случиться. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы возникают все же из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний. Когда уходит оценочность, приходит живой интерес и доверие к себе и партнеру, появляется принятие всего, что случается. Естественность возникающих форм и композиций в пространстве, случающиеся совпадения и синхронности создают ощущение гармонии и оставляют место для чуда.

11. Каждый должен быть одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами, таких как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

Гуманистичность принципов КИ приближает эту практику к философии и практике гуманистической психотерапии.

МОТИВЫ, ПО КОТОРЫМ ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

Задавая вопрос о целительности контактного танца, не возможно не обратиться к мнению самих участникам классов и тренингов. Мне бы хотелось дать небольшую, феноменологическую иллюстрацию — видится полезным и показательным процитировать ответы на вопрос «Для чего я занимаюсь контактной импровизацией?», которые дали некоторые участники танцевального тренинга для начинающих. Я сгруппирую ответы по психологическим потребностям, которые удовлетворяют участники групп контактной импровизации:

1. Принятие образа «физического Я». «Я становлюсь мягче. Мои движения, до этого были скорее похожи на борьбу, на противостояние». «Я худею». «Тело начинает нормально жить — за грибочками может наклониться». «Чувствую себя легче и тело летит, и на душе легко».

2. Потребность в свободном, спонтанном самовыражении. «Я занимаюсь классическими формами танца, и в них очень жесткая структура, а мне так хочется импровизации». «Новая степень свободы». «КИ для меня — это отдельный мир жизни моего тела. Я реализую вещи, которые в жизни не могу делать — колесо, например, крутить. Это полет». «Исследование спонтанности, освобождение от гиперконтроля. Наша жизнь гиперструктурирована, а импровизация — это, когда не знаешь, что будет. Также моя цель — научиться импровизировать за пределами зала». «Я структурированно отражаю информацию. У меня развит «умище», а хочется быть гармоничным».

3. Осознание скрытых сторон своей личности. «Я пришел понять себя». «Я пришел просто посмотреть. И мой интерес к себе в танце вырос». «Жизнь движется спонтанно. Я хочу понять, как это происходит и во мне».

4. Потребность в коммуникации, в новых формах коммуникации. «Я учусь общению без слов. Общение в танце для меня более сущностно». «Движение — еще один язык, на котором мне интересно говорить». «Я более открыта, готова к диалогу на другом уровне. Это касается.и моих взаимоотношений в жизни».

5. Открытие ресурсных состояний. «Я хочу стать счастливым». «Я никогда не танцевал и не понимал, какое удовольствие люди могут получать от движений. Только через собственный танец я смог почувствовать, как это может быть хорошо».

6. Принятие другими людьми. «Одна знакомая женщина, узнав, что я пошел на этот тренинг, сказала, что меня уважает».

7. Принадлежность к группе «Мне важно партнерство и ощущение, что все родные».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *