Танец превосходит будни:
Он очень гибкий, без запретов к жизни,
без боли
Истоки танцтерапии
Корни танца восходят к глубокой древности, и уже тогда он имел исключительное значение. Танец находится на пересечении сакральных и целительных ритуалов, где пересекаются божественное с демоническим.
Один из основных великих западных целителей и учителей мудрости, который использовал танец для медитации и исцеления, был Пифагор (570-480 год до н. э.) По утверждению его соратников, он приходился сыном Апполону. В то время как танец в элитных домах Европы постепенно переростал в ранг искусства в классический балет, то в народе он сохранил свои религиозные и целительные функции до настоящего времени. В начале 20 века Айседора Дункан(1877-1927), создав свой собственный стиль — экспрессивный танец, проложила путь для современной танцтерапии.
Пионерами самовыражающего танца также являлись Рудольф Лабан и егоученица Мария Вигман (1886-1973). Танцоры и танцовщицы, после длительного господства формальных и нормативных движений в классическом балете, снова открыли возможности естественного движения тела. Это революционное развитие танца, «как поиска внутреннего выражения чувств», тесно связано с открытием бессознательного.
Становление модерного танца и танцтерапии отразилось в научных трудах Фрейда, Юнга, Морено и Адлера и получило дальнейшее распространение. В то время, пока психоаналитики пытались на вербальном уровне расшифровать бессознательное методами свободных ассоциаций и толкованием снов, танцоры развивали собственные методы наблюдения и применения движений, чтобы найти ключ к бессознательному.
В США возник модерный танец, который определяется как «basic dance» (основной танец). Основание Американской Ассоциации Танцтерапии в 1966 году под руководством Мэрион Чейз явилось значимым шагом в открытии и признании новой профессии танцтерапевта. Танцтерапевты, которые, как правило, не были психоаналитиками, были зависимы в работе от клиник и врачей, и работа танцтерапевта расценивалась как терапия занятостью, что, к сожалению, имеет место и сейчас. Элайн Зигель(1999) как профессиональная танцовщица, увидела необходимость в психоаналитическом образовании, которое она и получила в Нью Йорке, сегодня она имеет свою практику в Париже и проводит семинары и курсы повышения квалификации по танцтерапии в Германии.
Берлинец, психоаналитик Гюнтер Аммон довольно рано признал значение тела в психоанализе и отметил, что тело в своём существовании имеет право на интеграцию. Он разработал танцтерапию в первую очередь для тех, кто в превербальном периоде подвергся телесным страданиям, которые невозможно было выразить вербально. Эти развившие телесные нарушения оставляли в теле следы, и, следовательно, нужно было найти где возникли эти травмы и посредством восполненного развития и приобретения нового опыта достичь исцеления также и на физическом уровне.
Танцтерапия отличается от контактной импровизации или телесно-контактной терапии Тельмана Мосера, тем, что в аналитической важен язык тела, а не соприкосновение.
Основные элементы танцтерапия в концепции динамической психиатрии.
Танцтерапия одновременно является телесной терапией, арттерапией и групповой терапией и создаёт возможность переживания и интеграции тела, психики и духа.
По Гюнтеру Аммону танец является дорогой к бессознательному.
По Фрейду бессознательное относится к вытеснению и тесно связанно с инстинктами. Гюнтер Аммон напротив понимает бессознательное как потенциал растущих и развивающихся функций- Я становления личности. В бессознательном первично заложены конструктивные возможности, оно является также основным ядром развития идентичности и основой человеческого существования. Вытесненное – это только часть бессознательного. Исходя из психофизиологического ядра-Я, как базиса развития первичных Я-функций все функции- Я развиваются в психосоциальном контексте группы, в которой вырастает ребёнок. Нарушения Я и развития идентичности, а также и отдельных функций-Я указывают на нарушения в бессознательном. В каждой терапии речь идёт о выздоровлении бессознательного, а это значит восстановление реализации возможностей человека. Нужно найти точки происхождения дефицитных, деструктивных или разрушительных процессов в образовании функций- Я и нейтрализовать их, и вместо деструктивных репрезентаций группы интериоризировать конструктивный опыт.
По Гюнтеру Аммону действуют следующие элементы танцтерапии, подходящие как для стационарного, так и для амбулаторного лечения:
- Одиночный спонтанный танец посреди группы, с индивидуально подобранным для себя музыкальным сопровождением
- После исполнения танца члены группы и терапевт дает пациенту вербальную обратную связь, но только после того как пациент рассказал о своих собственных переживаниях.
- При обратной связи основное внимание уделяется конструктивным сторонам танца и подчеркивается заметное развитие танцующего.
- Феномен социальной энергии, который необходимен для развития и становления личности. С.э. – психическая энергия которая всегда зависит от межличностных и групподинамических отношений среды обитания человека, его положение в обществе, а также включает в себя работу и эротику.
- Танец становится королевской дорогой к бессознательному, как для танцующего, так и сопереживания зрителей.
- Для посещения танцтерапии необходимы конкретные показания.
- Все танцы записываются на видеокамеру и являются доступными для просмотра каждому участнику группы. Этот видеоматериал может быть представлен на групповые диагностики.
Центральная роль группы.
Реакция и обратная связь с зрителем, которые находятся в постоянном взаимодействии с танцующим, имеет центральное значение для лечебного и личностно — стимулирующего процесса. Это аналогично вербальным методам терапии, в которых необходимо создание неблагоприятного климата, создающего доступ к бессознательному. Это риск, который требует мужества.
Все принимают участие в неповторимом в своем роде процессе. Языком тела могут быть выражение лица или движение рук, свободное хождение или просто нахождение в тишине.
Решающее значение имеет то, что передается сознательно или бессознательно через тело и движение. Менее значительное является красота и эстетика танца. Через идентификацию с танцующим группа зрителей также получает мощный целебный эффект, который имеет доступ к бессознательному каждого присутствующего.
Благоприятная атмосфера группы позволяет пациенту раскрыть, познать и любить себя. А также прокладывает путь к воплощению своей мечты или своих фантазий и желаний в реальность. Интенсивное общение и встречи в группе образуют плотную социально энергетическую атмосферу. Социальная энергия возникает в процессе проявления интересов друг к другу, чувства эмпатии, идентификации участников с танцующим и создаёт возможность пациенту преодолеть свой страх и тревогу в процессе самовыражения в группе. Особенно проявлен страх в выражении себя у пациентов, которые в своих семьях получили деструктивный или дефицитарный опыт социальной энергии. Это выражается в страхе или в сопротивлении раскрытия себя в группе. Этим пациентам дается возможность проговаривать свои опасения с целью их проработки, разрешения и поступенчатого развития.
Диагностика и показания.
Как показывает опыт, психические расстройства, как правило, сопровождаются искаженным восприятием своего тела. Здесь существует различие между восприятием своего и чужого тела. Расхождение между двумя измерениями является показателем тяжести психического расстройства. Показаниями к танцевально терапии являются искаженные восприятия своего тела и тяжелые проблемы в контактах и отношениях. Танцтерапия действует не на всех пациентов в одинаковой степени. Решающую роль здесь играет не сама картина заболевания, а ранее или более поздний перенесенный травматический опыт. Для тяжело травмированных пациентов требуется сначала создание надежных и доверительных отношений в индивидуальной терапии. Это относится и к тем, кто еще не в состоянии выдерживать направленное на них интенсивное внимание, которые никогда не имели свое место в группе. На более позднем этапе терапевтического процесса, когда приобретается дополнительный двигательный опыт, танцтерапия становится для таких пациентов существенно значимой.
Как лечит танцтерапия.
Целями танцтерапии являются улучшение самовосприятия и восприятие своего тела, вхождение в контакт с собой и с группой. Этот процесс может быть достигнут с помощью новых целостных переживаний себя в танце, через обратную связь группы, которая сообщает танцующему о своих переживаниях. В результате возникает взаимодействие между индивидуумом и группой, между выражением тела и вербализацией. На ряду с группой, которая считается наисильнейшим фактором в изменениях психотерапевтической и танцтерапевтической работой, является позиция терапевта, влияющая на ход всего процесса. Она определяется соучастием, принятием, сочувствием и честным отношением к пациентам. Терапевты отвечают за состав группы. Они стимулируют и поддерживают участников, чтобы привести групповой процесс в движение и преодолеть сопротивление.
В танцтерапии необходимо создать дружественную атмосферу, чтобы каждый мог окунуться в фазу раннего развития, соприкоснуться с ней показать психические травмы. Это вызывает чувство эмпании и сочувствие у других, и таким образом может наступить исправление опыта и исцеление.
Очень ранее прерывание телесного контакта приводит к тяжелым дефицитам. В танце эти дефициты могут быть восполнены и исправлены на телесном уровне. Прикасания проживаются во взглядах зрителей, в трогательных словах и восприятии дружелюбного отношения группы.
Доверие, самовыражение, отграничение, способность смотреть страху в глаза, нахождение соответствующей дистанции по отношению к другому, как важные качества межличностных отношений и проявления любви, можно испытать в танцтерапии на физическом и духовном уровне.
Таким образом, в процессе танцтерапии может изменена способность любить. Любовь и жизнь в своей причинности неразделимы, тем не менее, многие люди живут с ограниченной способностью принятию и проявлению любви. В результате они чувствуют себя несчастными и ищут терапевтическую помощь. Ритм, музыка и движение создают именно то пространство, окунаясь в которое человек приходит к себе.
Различные танцтерапевтические концепции очень сильно отличаются друг от друга, но у них есть одно общее – использование креативной и интегративной силы танца для развития личности и исцеления травм.